Сыктывкар

Русский север: дорого и недоступно

Когда-нибудь мы все будем иметь возможность увидеть нетронутую, сохранившую первозданный облик Землю Франца-Иосифа, оправиться в круиз вдоль берегов Чукотки, Сахалина и Камчатки или на охоту и рыбалку в Арктику - когда-нибудь нам откроется один из самых удивительных регионов мира - Русский Север.

Однако пока предстоит решить массу проблем. Им и был посвящен проходивший 25-28 мая в АрхангельскемМеждународный туристский форум "Развитие туризма в северных регионах".

Русский север: дорого и недоступно. В прошлом году 935 миллионов человек путешествовали по миру. Туристы не хотят постоянно ездить в одни и те же хорошо знакомые регионы, они постоянно ищут новые неизведанные направления. Но на планете таких уникальных территорий осталось не так и много. Одна из них - север России. Эта мысль, прозвучавшая в докладе заместителя регионального представителя Всемирной туристской организации Кордулы Вольмутер, повторялась потом в выступлениях большинства участников конференции. "У людей есть огромный интерес к полярным широтам", - подтвердил начальник управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Валерий Коровкин. Почему же лишь немногие туристы отваживаются совершить вояж по северу нашей страны?

Арктические широты в ближайшее время вряд ли превратятся в направление для массового туризма. Есть ряд объективныхРусский север: дорого и недоступно сложностей: суровый климат и связанная с ним сезонность, труднодоступность многих территорий. Однако если, например, до республики Коми добираться сложно и дорого, то другие регионы Русского Севера - Архангельская и Мурманская области - находятся в более выгодном положении. Туда постоянно совершают регулярные рейсы несколько авиакомпаний (в их числе есть даже один лоукостер), то есть у пассажиров есть возможность купить недорогие билеты.

Но для привлечения большого числа туристов нужен высококачественный сервис. До сих пор по северу путешествуют или местные группы, не покидающие пределы своего региона, или непритязательные (как правило, самостоятельные) путешественники, довольствующиеся малым.

Одним из тормозящих туризм факторов остаются высокие цены. Понятно, что поездки в Арктику (с проживанием на ледоколах) просто Русский север: дорого и недоступноне могут быть дешевыми. Однако в более доступных северных областях необходимо строить бюджетные отели и хостелы. Сегодня туристам иногда вообще негде жить: в интереснейших и красивейших деревнях или вообще нет гостиниц, или проживание в них стоит дорого при довольно низком уровне сервиса. Например, по данным гендиректора RussiaDiscovery Тимофея Рогожина, стоимость одного места в гостиницах категории три-четыре звезды в Мурманске составляет 2200-3500 рублей, в Карелии - 1200-2400 рублей, на Чукотке - 2500-4000 рублей. Стоимость туристического дня в Карелии колеблется между 3000 и 8000 рублей, в Якутске и на Чукотке - 9000-12000 рублей. По словам спикера, в Сибири и на Дальнем Востоке имеет место картельный сговор авиаперевозчиков: цена авиабилетов в Якутск - 18000-40000 рублей, на Чукотку - 19000-70000 рублей, и потому общая стоимость туров в эти места - 50-80 тысяч рублей и 80-150 тысяч рублей соответственно.

Как отметила  начальник отдела региональной координации управления развития внутреннего туризма ФедеральногоРусский север: дорого и недоступно агентства по туризму Ольга Корзина, небольшим регионам трудно продвигать себя в одиночку. Необходимы совместные проекты, нужно предлагать людям "сквозные" туры по нескольким областям. Но на сегодняшний день между регионами существует не столько сотрудничество, сколько конкуренция.

В северных регионах или вообще отсутствуют стратегии развития или они существуют пока только на бумаге. Многие области лишены привлекательного имиджа в глазах туристов. Порой путешественники из других краев просто не знают, куда и как им можно поехать. "Мы опоздали ровно на всю жизнь", - сказал губернатор Архангельской области Илья Михальчук, оценивая положение с развитием туризма в его регионе.

Ныне требуется все начинать заново: в советские годы в той же Архангельской области было разработано немало популярных маршрутов, однако интересы людей изменились, и даже реки (форватер которых не чистили в последние годы) стали непригодны для больших судов, а некоторые начали изменять русло.

"Думаю, одним из наших предложений станут экскурсии на закрытие объекты, как морские, так и космические, этот продукт сейчас Русский север: дорого и недоступнопользуется большим спросом, - утверждает губернатор Архангельской области, - мы сможем организовывать их грамотно, чтобы не задевать интересы других ведомств".

Представители турфирм подтверждают, что огромный интерес, особенно для иностранцев, представляют различные закрытые до сих пор для них объекты, такие, как расположенный в Архангельской области космодром Плесецк, северодвинский завод "Звездочка", где была построена первая советская атомная подводная лодка. Несмотря на то, что по всему миру находят возможности показывать туристам подобные индустриальные достопримечательности и зарабатывать на этом огромные деньги, наши службы безопасности пока не идут на контакт с туроператорами и не готовы допустить туда путешественников. Поэтому до сих пор гостям из-за границы приходится ограничиваться посещением Москвы, Петербурга, городов "Золотого Кольца" и поездками по транссибирской магистрали.

Иностранцев не пускают даже в уже созданные туристические объекты. Минобороны РФ пытается запретить доступ заграничных туристов на территорию Национального парка "Русская Арктика",  рассказывает его директор Сергей Ершов. В состав этого парка входит северная оконечность острова Северный архипелага Новая Земля с прилегающими островами и весь архипелаг Земля Франца-Иосифа. Судя по запросам, этими территориями интересуются тысячи путешественников, однако постоянно возникают проблемы с их допуском в эти места.

Огромное количество денег наша страна теряет из-за несовершенства контрольно-пропускной системы на границах. Например, в прошлом году Архангельск должен был принять пять крупных круизных судов, но все они отказались следовать через город, где нет оборудованной пристани, а на проверку документов и таможенный досмотр уходит несколько часов. Регулярно обсуждается вопрос об упрощении допуска иностранцев на Соловки, но Минобороны РФ не готово пока смягчать требования.

Несмотря на все трудности, надежда на то, что когда-нибудь как россияне, так и иностранцы смогут без проблем путешествовать по Русскому Северу, есть. Главный итог форума - регионы, наконец, поняли, что туризм - это выгодно. Как сказал губернатор Архангельской области: "Мы увидели, что туризм как часть экономики входит в пятерку самых эффективных отраслей. Поэтому у нас есть прагматический расчет и желание зарабатывать деньги".


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook